Творчество гениального поэта-футуриста Велимира Хлебникова относится к одному из самых загадочных явлений русской литературы. Пришедшееся на судьбоносное и трудное для страны время  (революции и гражданской войны), его "заумное письмо" во многом до сих пор остаётся тайной для исследователей.
      Хлебников живо интересовался математикой и физикой, рассматривая их как особый символический язык. Привожу ниже отрывок из текста "ДОСКИ СУДЬБЫ", написанного им за несколько месяцев до смерти (Хлебников умер от тифа в 1922 г.). Характерно, что он  специально не обращался к строению октавы или музыкальной системы (эти термины не встречаются в тексте) — и даже, возможно, его не знал. В любом случае, всё это представляет собой замечательный пример инсайта или непосредственного прозрения:

     "Судьба Волги дает уроки судьбознанию.
      День измерения русла Волги стал днем ее покорения, завоевания силой паруса и весла, сдачи Волги человеку. Промеры судьбы и изучение ее опасных мест должно сделать судьбоплавание настолько же легким и спокойным делом, насколько плавание по Волге стало легким и безопасным ремеслом после того, как сотни буянов алыми и зелеными огнями отметили опасные места, камни, отмели и перекаты речного дна. Так же можно изучать трещины и сдвиги во времени.
     Подобные же промеры можно делать и для потока времени, строя законы завтрашнего дня, изучая русло будущих времен, исходя из уроков прошлых столетий и вооружая по способу судьбомерия разум новыми умственными очами в даль грядущих событий.
     Давно стало общим местом, что знание есть вид власти, а предвидение событий — управление ими.
     Вот два уравнения: одно касающееся и очерчивающее судьбы Англии, а другое дающее основной чертеж во времени Индии.
      Нужно помнить, что вообще степени трех (3^n) соединяют обратные события, победу и разгром, начало и конец. Три есть как бы колесо смерти исходного события.

       Откинув огулы слов, время держит в руках точный аршин.

       Впервые я нашел черту обратности событий через З5 дней, 243 дня. Тогда я продолжил степени, и росты найденных времен стал примерять к прошлому человечества.
       Это прошлое вдруг стало прозрачным, и простой закон времени вдруг осенил его все.

       Я понял, что время построено на степенях двух и трех, наименьших четных и нечетных чисел.

     Я понял, что повторное умножение само на себя двоек и троек есть истинная природа времени; и когда я вспомнил древне-славянскую веру в "чет и нечет", я решил, что мудрость есть дерево, растущее из зерна суеверия в кавычках.
Открыв значение чета и нечета во времени, я ощутил такое чувство, что у меня в руках мышеловка, в которой испуганным зверьком дрожит древний рок.
   Похожие на дерево уравнения времени, простые как ствол в основании и гибкие и живущие сложной жизнью ветвями своих степеней, где сосредоточен мозг и живая душа уравнений, казались перевернутыми уравнениями пространства, где громадное число основания увенчано или единицей, двойкой, или тройкой, но не далее. Это два обратных движения в одном протяжении счета, решил я. Я видел их зрительно: горы, громадные глыбы основания, на которых присела, отдыхая, хищная птица степени, птица сознания, для пространства, и точно тонкие стволы деревьев, ветки с цветами и живыми птицами, порхающими по ним, казалось время".

          [Выдел. мной - Б.С.]